Информация о ситуации на потребительском рынке финансовых услуг Курганской области в 2011 году.
16.01.2012 года на заседании Президиума Госсовета Российской Федерации был рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации», где значительное внимание было уделено вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.
Как было отмечено Президентом, эта сфера всегда была проблемной, потому что именно в этой сфере в отношениях между гражданином и банком или иной финансовой организацией, хотя они формально являются равносторонними, тем не менее явно доминирует одна сторона, а другая сторона, в общем, зачастую оказывается бесправной… «Есть совершенно очевидная вещь: она заключается в том, что в такого рода договорах банк всегда был, есть и будет сильной стороной. Поэтому необходимость регулирования таких отношений со стороны государства здесь присутствует. Это надо сделать».
В целях обеспечения всестороннего и комплексного подхода к защите прав потребителей на финансовом рынке области необходимо проведение совместной работы Роспотребнадзора, органов исполнительной власти, местного самоуправления, кредитных организаций и общественных объединений потребителей.
На территории Курганской области осуществляют деятельность 37 банков. Вместе с тем, государственную регистрацию в субъекте имеют только 3 банка («Кетовский», «Надежность», «Курган»), остальные кредитные организации, оказывающие населению финансовые услуги, осуществляют потребительское кредитование граждан через представительства, филиалы и дополнительные офисы банков, юридические лица которых находятся вне региона. При этом, данные структурные подразделения не обладают распорядительными функциями и не могут принимать самостоятельные решения, в том числе, направленные на изменения условий договоров.
Начиная с 2007 года сфера потребительского кредитования является приоритетной в деятельности Роспотребнадзора, в связи с чем Управление Роспотребнадзора по Курганской области последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре охваченности населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Анализ отчетных статистических данных за 2011 год показывает, что общее количество проверок плановых и проведенных по жалобам потребителей выросло в 3,0 раза: проведено 22 мероприятия по контролю (в том числе 6 плановых) при аналогичном показателе 2010 года - 7 проверок.
Одновременно увеличилось количество административных расследований, что соответствует общей положительной динамике административной активности.
Основными нарушениями, выявленными Управлением в 2011 году, как и в прошлом году, при предоставлении финансовых услуг потребителям кредитными организациями являлись включение в договоры, заключенные с гражданами, условий, ущемляющих права потребителей:
- нарушение права потребителя на альтернативную подсудность;
- обусловливание предоставления кредитов потребителям обязательным предоставлением услуги за обслуживание счета по погашению выданного кредита (ведением ссудного счета);
- взимание комиссии за досрочное погашение кредита;
- одностороннее увеличение процентной ставки.
За выявленные нарушения требований законодательства по результатам мероприятий по контролю и административных расследований составлено 24 протокола об административных правонарушениях, 15 виновных лиц привлечено к административной ответственности. Остальные дела об административных правонарушениях находились в незавершенном производстве.
Так, в результате плановой проверки в отношении ОАО ЗАСКБ «Надежность» были выявлены нарушения требований потребительского законодательства: включение в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей. За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10,0 тыс. рублей. Кроме того, за несвоевременную уплату административного штрафа Банк был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Одна из показательных тенденций в сфере потребительского кредитования - это продолжающийся рост числа обращений граждан в Управление Роспотребнадзора с жалобами на неправомерные действия организаций, оказывающих финансовые услуги.
Общее количество обращений возросло в 2,1 раза и достигло в 2011 году показателя 337 против 161 обращения – в 2010 году. Количество письменных обращений увеличилось в 2 раза и составило 105 против 52 - в 2010 году.
Рост обращений граждан обусловлен тем, что в последнее время активизировалась работа Управления по просветительской деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения области, которая проводится при постоянном взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями по защите прав потребителей.
Только в сфере потребительского кредитования в 2011 году проведено более 500 таких мероприятий, что в 11 раз превышает показатель 2009 года.
В рамках проведения 15 марта Всемирного дня защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемого мировой общественностью, в 2011 году среди учеников младшего звена образовательных школ области организован и проведен конкурс детского рисунка «Для чего нужны деньги», среди студентов проведена деловая игра «Грамотный потребитель – честные финансовые услуги», для взрослого населения организована акция в офисах и филиалах Сбербанка РФ.
С 2007 года значимую роль во взаимодействии всех ветвей власти и общественных объединений потребителей имеет постоянно действующий при Управлении Координационный совет по защите прав потребителей. В обсуждении вопроса доступа потребителей к получению безопасных, «прозрачных», законных финансовых услуг на территории области постоянно принимают участие Правительство Курганской области, Совет кредитных организаций при ГУ ЦБ РФ, Управление Роспотребнадзора по Курганской области и общественные объединения потребителей.
Управлением целенаправленно и активно проводится работа по судебной защите прав потребителей финансовых услуг, которая осуществляется по следующим направлениям:
- подача исковых заявлений в защиту конкретных потребителей;
- подача исков в защиту неопределенного круга потребителей;
- дача заключений в целях защиты прав потребителей.
В защиту конкретных потребителей Управлением было подано 151 заявление мировым судьям и в суды общей юрисдикции, из которых рассмотрено 110, удовлетворено в пользу потребителей - 103; по 7 искам - вынесены судебные решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. По вынесенным судебным решениям в пользу потребителей было присуждено более 1400,0 тыс. рублей.
Так, например, Управлением в интересах потребителя Ю. было подано исковое заявление к КБ «Ренессанс Капиталл» о признании недействительным пункта договора в части возложения обязанности об уплате ежемесячной комиссии за обслуживание кредита, взыскании денежных средств, уплаченных в счет погашения комиссии, компенсации морального вреда. Решением суда требования Управления были удовлетворены: в пользу потребителя с ответчика взыскано 86,4 тыс. руб. уплаченных комиссий, 1,0 рублей компенсации морального вреда, 43,7 тысячи штраф в доход муниципального образования.
Еще 1 пример.
В Управление поступило обращение гражданина с жалобой на действия ОАО АКБ «Пробизнесбанк», в рамках рассмотрения которого установлены нарушения норм ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В кредитном договоре содержалось условие о взимании ежемесячной комиссии за ведение ссудного счета в размере 1,5 процентов от суммы кредита, что составляет 2250,00 рублей ежемесячно.
С целью прекращения выявленных нарушений юридическому лицу было вынесено обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений прав потребителей, которое не выполнено банком в установленные сроки.
За неисполнение предписания ОАО АКБ «Пробизнесбанк» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В целях защиты и восстановления нарушенного права гр. Баженова О.А. Управлением подача искового заявления в суд о признании противоправными действий ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (г. Москва) при заключении кредитного договора
Судьей Курганского городского суда позиция Управления была поддержана и вынесено судебное решение о взыскании с кредитной организации денежных средств в пользу потребителя в размере 65,75 тыс. руб., в том числе 500,00 руб. - компенсация морального вреда. В конце июня 2011 года решение вступило в законную силу.
В период с января по декабрь 2011г. Управлением направлено 2 исковых заявления в суд в защиту неопределенного круга потребителей («ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК» ОАО, ОАО «ВУЗ - банк»), решение по которым до настоящего времени не приняты.
Одной их форм защиты нарушенных прав потребителей, применяемой Управлением в 2011 году, явилось вступление в судебные процессы для дачи заключений в целях защиты прав потребителей. При участии Управления в 132 судебных процессах в пользу потребителей было присуждено более 1000,0 тыс. рублей.
Защита прав потребителей в данном направлении осуществляется так же и общественными объединениями потребителей, зарегистрированными на территории Курганской области.
По данным, представленным 4-мя общественными организациями по защите прав потребителей (ООО «Курганский областной союз потребителей», КООО «Правовой центр защиты потребителей», КООО «Комитет защиты прав потребителей и услуг», ОО «Союз потребителей Курганской области»), в 2011 году ими рассмотрено более 200 обращений граждан на нарушения прав потребителей при оказании населению финансовых услуг, из них по 62-м обращениям осуществлялось представительство в судах общей юрисдикции и у мировых судей. По судебным делам, рассмотрение которых окончено, в пользу потребителей присуждено более 800,0 тыс. рублей.
Банками, действующими на территории области, гражданам - заемщикам предлагаются разнообразные кредитные продукты. В связи с чем, потребителям необходимо сделать правильный выбор относительно выбора кредитора. Причем этот выбор должен быть в пользу тех кредитных организаций, которые оказывают финансовые услуги честно.
На официальном сайте Управления в настоящее время проходит тест-опрос «Приоритетом для выбора банковского кредита для Вас является: процентная ставка, репутация банка, рекламная кампания банка». По состоянию на 12.03.2012 года 49% респондентов считают, что определяющим фактором при получении кредита является процентная ставка банка, 27% - отдают предпочтение рекламной кампании банка, 24% - репутации банка.
Данный факт свидетельствует о необходимости продолжения активной контрольно-надзорной деятельности в данном направлении, проведении широкого информирования населения о правах в указанной сфере с целью побуждения граждан к правильному выбору исполнителя финансовых услуг.
Doc5.pdf | 180 Kb |