Оказание финансовых услуг

Информация о ситуации  на потребительском рынке  финансовых услуг Курганской области в 2011 году.
16.01.2012 года  на заседании Президиума Госсовета Российской Федерации был рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации», где значительное внимание  было уделено вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.

Как было отмечено Президентом, эта сфера всегда была проблемной, потому что именно в этой сфере в отношениях между гражданином и банком или иной финансовой организацией, хотя они формально являются равносторонними, тем не менее явно доминирует одна сторона, а другая сторона, в общем, зачастую оказывается бесправной… «Есть совершенно очевидная вещь: она заключается в том, что в такого рода договорах банк всегда был, есть и будет сильной стороной. Поэтому необходимость регулирования таких отношений со стороны государства здесь присутствует. Это надо сделать».
В целях обеспечения всестороннего и комплексного подхода к защите прав потребителей на финансовом рынке области необходимо проведение совместной работы Роспотребнадзора, органов исполнительной власти, местного самоуправления, кредитных организаций и общественных объединений потребителей.
На территории Курганской области  осуществляют деятельность 37 банков. Вместе с тем, государственную регистрацию в субъекте имеют только 3 банка («Кетовский», «Надежность», «Курган»), остальные кредитные организации, оказывающие населению финансовые услуги, осуществляют потребительское кредитование граждан через представительства, филиалы и дополнительные офисы банков, юридические лица которых находятся вне региона. При этом, данные структурные подразделения не обладают распорядительными функциями и не могут принимать самостоятельные решения, в том числе,  направленные на изменения условий договоров.
Начиная с 2007 года сфера потребительского кредитования является приоритетной в деятельности Роспотребнадзора, в связи с чем Управление Роспотребнадзора по Курганской области последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей  на рынке финансовых услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре охваченности населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Анализ отчетных статистических данных за 2011 год показывает, что общее количество проверок плановых и проведенных по жалобам потребителей выросло в 3,0 раза:  проведено 22 мероприятия по контролю (в том числе 6 плановых) при аналогичном показателе 2010 года - 7 проверок.  
Одновременно увеличилось количество административных расследований, что соответствует  общей положительной динамике административной активности.
Основными нарушениями, выявленными Управлением в 2011 году, как и в прошлом году, при предоставлении финансовых услуг потребителям кредитными организациями являлись включение в договоры, заключенные с гражданами, условий, ущемляющих права потребителей:
-  нарушение права потребителя на альтернативную подсудность;
- обусловливание предоставления кредитов потребителям  обязательным предоставлением услуги за  обслуживание счета по погашению выданного кредита (ведением ссудного счета);
-  взимание комиссии за досрочное погашение кредита;
-  одностороннее увеличение процентной  ставки.
За  выявленные нарушения требований законодательства по результатам мероприятий по контролю и административных расследований составлено 24 протокола об административных правонарушениях, 15 виновных лиц привлечено к  административной ответственности. Остальные дела об административных правонарушениях  находились в незавершенном производстве.  
Так, в результате плановой проверки в отношении ОАО ЗАСКБ «Надежность» были выявлены нарушения требований потребительского законодательства: включение в кредитные  договоры условий, ущемляющих права потребителей. За выявленные нарушения   юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10,0 тыс. рублей. Кроме того, за несвоевременную уплату административного штрафа  Банк был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Одна из показательных тенденций в сфере потребительского кредитования -  это продолжающийся рост числа  обращений граждан в Управление Роспотребнадзора с жалобами на неправомерные действия  организаций, оказывающих финансовые услуги.
Общее количество  обращений возросло  в 2,1 раза и достигло  в 2011 году показателя  337 против 161 обращения – в 2010 году. Количество письменных обращений  увеличилось в 2 раза и составило 105 против 52  - в 2010 году.
Рост обращений граждан обусловлен тем, что в последнее время активизировалась работа Управления по просветительской деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения области, которая проводится при постоянном взаимодействии с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями по защите прав потребителей.
Только в сфере потребительского кредитования в 2011 году проведено более 500 таких мероприятий, что в 11 раз превышает показатель 2009 года.
В рамках проведения 15 марта Всемирного дня защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемого мировой общественностью, в 2011 году среди учеников младшего звена образовательных школ области организован и проведен конкурс детского рисунка «Для чего нужны деньги», среди студентов проведена деловая игра «Грамотный потребитель – честные финансовые услуги», для взрослого населения  организована акция в офисах и филиалах Сбербанка РФ.
С 2007 года значимую роль во взаимодействии всех ветвей власти и общественных объединений потребителей имеет постоянно действующий при Управлении Координационный  совет по защите прав потребителей. В обсуждении вопроса доступа потребителей к получению безопасных, «прозрачных», законных финансовых услуг на территории области постоянно принимают участие Правительство Курганской области, Совет кредитных организаций при ГУ ЦБ РФ, Управление Роспотребнадзора по Курганской области и общественные объединения потребителей.
Управлением целенаправленно и активно проводится работа по судебной защите прав потребителей финансовых услуг, которая осуществляется по следующим направлениям:
- подача исковых заявлений в защиту конкретных потребителей;
- подача исков в защиту неопределенного круга потребителей;
- дача заключений в целях защиты прав потребителей.
В защиту конкретных потребителей Управлением было подано 151 заявление мировым судьям и в суды общей юрисдикции, из которых рассмотрено 110, удовлетворено в пользу потребителей - 103; по 7 искам -  вынесены судебные решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. По вынесенным судебным решениям в пользу потребителей было присуждено более 1400,0 тыс. рублей.
Так, например, Управлением в интересах потребителя Ю. было подано исковое заявление  к КБ «Ренессанс Капиталл» о признании недействительным пункта договора в части возложения обязанности об уплате ежемесячной комиссии за обслуживание кредита, взыскании  денежных средств, уплаченных в счет  погашения комиссии, компенсации морального вреда. Решением суда требования Управления были удовлетворены: в пользу потребителя с ответчика взыскано 86,4 тыс. руб. уплаченных комиссий, 1,0 рублей компенсации морального вреда, 43,7 тысячи штраф в доход муниципального образования.
Еще 1 пример.
В Управление поступило обращение гражданина с жалобой на действия ОАО АКБ «Пробизнесбанк», в рамках рассмотрения которого установлены нарушения норм ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В кредитном договоре содержалось условие о взимании ежемесячной комиссии за ведение ссудного счета в размере 1,5 процентов от суммы кредита, что составляет 2250,00 рублей ежемесячно.
С целью прекращения выявленных нарушений юридическому лицу было вынесено  обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений прав потребителей, которое не выполнено банком в установленные сроки.
За неисполнение предписания ОАО АКБ «Пробизнесбанк» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В целях защиты и восстановления нарушенного права гр. Баженова О.А. Управлением подача искового заявления в суд о признании противоправными действий ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (г. Москва) при заключении кредитного договора
Судьей Курганского городского суда позиция Управления была поддержана и вынесено судебное решение о взыскании с кредитной организации денежных средств в пользу потребителя в размере 65,75 тыс. руб., в том числе 500,00 руб. - компенсация морального вреда. В конце июня 2011 года решение вступило в законную силу.

В период с января по декабрь 2011г.  Управлением направлено 2 исковых заявления в суд в защиту неопределенного круга потребителей («ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК» ОАО, ОАО «ВУЗ - банк»), решение по которым до настоящего времени не приняты.
Одной их форм защиты нарушенных прав потребителей, применяемой Управлением  в 2011 году, явилось вступление  в судебные процессы для дачи заключений в целях защиты прав потребителей. При участии Управления в 132 судебных процессах в пользу потребителей было присуждено более 1000,0 тыс. рублей.
Защита прав потребителей в данном направлении осуществляется так же и общественными объединениями потребителей, зарегистрированными на территории Курганской области.  
По данным, представленным 4-мя общественными организациями по защите прав потребителей (ООО «Курганский областной союз потребителей», КООО «Правовой центр защиты потребителей», КООО «Комитет защиты прав потребителей и услуг», ОО «Союз потребителей Курганской области»), в 2011 году ими рассмотрено более 200 обращений граждан на нарушения прав потребителей  при оказании населению финансовых услуг, из них по 62-м обращениям осуществлялось представительство  в судах общей юрисдикции и у мировых судей.  По судебным делам, рассмотрение которых окончено,  в пользу потребителей присуждено более 800,0 тыс. рублей.
Банками, действующими на территории области, гражданам - заемщикам предлагаются  разнообразные кредитные продукты. В связи с чем, потребителям необходимо сделать правильный выбор относительно выбора кредитора. Причем этот выбор должен быть в пользу тех кредитных организаций, которые оказывают финансовые услуги честно.
На официальном сайте Управления  в настоящее время проходит тест-опрос «Приоритетом для выбора банковского кредита для Вас является: процентная ставка, репутация банка, рекламная кампания банка». По состоянию на 12.03.2012 года  49% респондентов считают, что определяющим фактором при получении кредита является процентная ставка банка, 27% - отдают предпочтение рекламной кампании банка, 24% -  репутации банка.
Данный факт свидетельствует о необходимости продолжения активной контрольно-надзорной деятельности в данном направлении, проведении широкого информирования населения о правах в указанной сфере с целью побуждения граждан к правильному выбору исполнителя финансовых услуг.


 
 

Doc5.pdf 180 Kb

Ещё новости о событии:

alt - Администрация Катайского района
Информация о ситуации  на потребительском рынке  финансовых услуг Курганской области в 2011 году.
13:43 13.03.2012 Администрация Катайского района - Катайск
Управление Роспотребнадзора по Курганской области в воскресенье начало онлайн-консультирование потребителей в сфере финансовых услуг с использованием
00:35 12.03.2012 45.Ru - Курган
 
По теме
Притобольным районный суд Курганской области рассмотрено гражданское дело о признании права общей долевой собственности на земельный участок.
Судьёй Притобольного районного суда Курганской области рассмотрено представление о частичной отмене и дополнении ранее установленных осужденному ограничений.
С 22 марта 2024 года вступило в силу постановление Правительства Курганской области № 58 от 20.03.2024 года «Об утверждении порядков предоставления некоторых мер социальной поддержки многодетным семьям в Курганской области».
Новшества диспансеризации 2024 года были озвучены на заседании координационного совета территориального фонда обязательного медицинского страхования под председательством заместителя губернатора по социальной политике На
По поручению губернатора Курганской области Вадима Шумкова в 2024 году в Мокроусовском округе отремонтируют дорогу, которая улучшит качество жизни жителей сразу нескольких населенных пунктов.
Заявитель в обоснование заявления указывал, что определением суда в целях обеспечения иска об обращении взыскания на заложенное имущество был наложен запрет на осуществление регистрационных действий в отношении транспорт
Участились факты мошенничества с использованием обращений через телефон от якобы руководителей ваших предприятий и организаций и от якобы представителей силовых структур.
В общественной приемной губернатора Курганской области в пятницу, 29 марта, с 10:00 до 11:00 состоится личный прием граждан по вопросам декларационной кампании,
«Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Курганской области на период с 1 августа 2024 года до 1 августа 2025 года»,
С 22 марта 2024 года вступило в силу постановление Правительства Курганской области № 58 от 20.03.2024 года «Об утверждении порядков предоставления некоторых мер социальной поддержки многодетным семьям в Курганской области».
Администрация Притобольного района
Притобольным районный суд Курганской области рассмотрено гражданское дело о признании права общей долевой собственности на земельный участок.
Администрация Притобольного района
Он погиб подо Ржевом - Газета Сельская новь Рассказ о фронтовике Великой Отечественной войны Евгении Вавиловиче Маклакове.
Газета Сельская новь
О чём писала газета - Газета Куртамышская нива Вспоминаем историю Газета «За изобилие» от 22 марта 1975 года №3                                   Профсоюзная жизнь.
Газета Куртамышская нива
новости курган - Курган и курганцы И другие важные законы, вступающие в силу в апреле Индексация пенсий, запрет «наливаек» в жилых домах, упрощенный порядок ремонта памятников Великой Отечественной войны и другие законы апреля — в материале,
Курган и курганцы